Летнее затишье в экономической жизни Армении провоцирует армянские СМИ на всякого рода "рассуждизмы" по поводу того, станет ли лучше стране, если у соседей экономическая ситуация ухудшится. "Гвоздь" их изобретательности этой недели – слух о банкротстве российского "Газпрома".
Что Армении в банкротстве "Газпрома"
В первом полугодии доходы "Газпрома" сократились в 11 раз, и это, безусловно, хорошая весть для Армении, потому что учреждение Миллера стало символом "российской оккупации Армении", - читаем в интернет-издании 1in.am. "Положение "Газпрома" станет еще более печальным во второй половине текущего года и в следующем году, потому что первые последствия новый американских санкций против России проявят себя уже в ноябре-декабре. В Армении подобное положение вещей больше всего должно печалить Карена Карапетяна, потому что новые американские санкции, кроме явных экономических последствий, прямо или косвенно окажут влияние на внутриполитическую жизнь в Армении. Под прицелом американских санкций оказались российские компании, в основном стоящие за армянскими предприятиями, а в нашем правительстве значительное число составляют бывшие чиновники "Газпрома". В подобных условиях провал политики правительства Карена Карапетяна прогнозируем с точностью до 100%, потому что она построена на инвестиционных ожиданиях. Ожидаемые из России деньги ограничатся приблизительно $100 млн для ГЭС Самвела Карапетяна. И ни центом больше в Армению из России не поступит, потому что российская экономика переходит в фазу невиданной до настоящего времени стагнации. Экономика Армении - по сути, подструктура российской экономики, и вследствие подобной структуры нашей экономики мы можем забыть о западных инвестициях. И даже если бы в Армении была бы идеальная инвестиционная среда, все равно, ни один западный инвестор не захочет оказаться под ударом американских санкций.
Однако не менее важным обстоятельством, чем экономическое фиаско Армении, является "газпромовский брэнд" Карена Карапетяна. Сегодня "Газпром" стал чумой, от которой и от всего, что с ним ассоциируется, во всем мире пытаются избавиться и как можно быстрее. Карен Карапетян понимает, что и без того имеющая немало поводов для головной боли армянская элита попытается избавиться от него в апреле 2018 года. Хотя бы по той причине, чтобы показать миру, что в каком-то вопросе может воспротивиться "Газпрому". Карен Карапетян, безусловно, понимает свое патовое положение, и из-за этого накануне умолял премьер-министра России Дмитрия Медведева приехать в Армению – вместо того, чтобы на встрече с ним поднять вопрос права на работу в России для десятков тысяч армянских водителей. Практика "приведения парня извне" не нова в политической жизни Армении. Почти все оппозиции Армении думали, что если "приведут парня" из России, то решат вопрос смены власти. Как правило, все подобные попытки терпели фиаско, однако мотив "приведения парня" сейчас может стать консолидационной "закваской" между Кареном Карапетяном и всеми теми оппозиционерами, которые намерены "выйти на Аварайрскую битву" с целью свержения Сержа Саргсяна", - заключает автор публикации.
Ценовой "апокалипсис"
В то же время с экономикой самой Армении далеко не все благополучно: на этот раз цены ударили по тем самым "десяткам тысяч водителей", которые правдами и неправдами готовы рваться на работу в Россию, чтобы кормить свои семьи в Армении. На странице интернет-издания Sputnik-Армения читаем: "Армянские туристические агентства в панике: люди бронируют билеты по одной цене, а перед полетом вдруг возникает необходимость доплаты. Агентство теряет собственный авторитет и обижает клиентов, а директор турагентства говорит, что за последние 20 лет подобной ситуации не было. Вопрос "как добраться в Россию" в эти дни будет волновать многих – авиабилеты дорожают неожиданно и необъяснимо. За билет Ереван-Москва теперь нужно выложить 124 тыс драмов вместо прежних 52-65 тыс. То же самое и с билетами из Еревана в Ростов. "Ценовой "апокалипсис" затронул и рейсы в Европу - сегодня цена одного билета Ереван – Киев, некогда самого доступного по финансам, достигает 300-500 тыс драм – люди в панике", - рассказала директор компании "Римма Трэвл" Римма Хачатрян. Главное управление гражданской авиации происходящее никак не комментирует: ведомство не связано с ценовой политикой и советует обращаться в авиакомпании, а те либо отказываются отвечать, либо не находят тех, кто может дать компетентный ответ.
Единственная армянская авиакомпания – "Армения" - осуществляет рейсы в Воронеж и Минводы, там сообщили, что цены не изменились, составляют прежние 49 евро. Другой вопрос, что быстро распродаются билеты эконом-класса. "Но если действительно все дешевые билеты проданы, то почему не вводятся дополнительные рейсы? Уже два месяца никто этой проблемой не занимается. То же самое творится на направлениях в Москву, Ростов, Киев, Варшаву. Везде одно и то же", - бьет тревогу Римма Хачатрян, считая, что произошел преступный сговор авиакомпаний. Многолетний опыт показывает: ситуация, когда одновременно заканчиваются все дешевые билеты в Россию и в Европу, невозможна. Рынок авиабилетов находится в ведении министерства экономики Армении. А вот оно на сложившуюся ситуацию пока никак не отреагировало", - заключает издание.
Судьба армянских водителей будет решена на неделе
Кстати, судьба водителей из Армении в России может решиться буквально на днях, и вполне возможно – в положительном ключе. По этому поводу то же интернет-издание Sputnik-Армения пишет: "Власти Армении и России обсудят вопрос взаимного признания водительских удостоверений до 20 августа. С 1 июня 2017 года граждане с зарубежными водительскими правами больше не имеют права работать в России в качестве профессиональных водителей. Закон был принят в связи с ростом числа ДТП на дорогах России с участием граждан других стран. За нарушение закона и предоставление гражданам без российских водительских удостоверений права на вождение транспортных средств должностных лиц будут штрафовать на 50 тыс. рублей. "Разработку подобного документа только предстоит обсудить. Его пока нет, а потому рано говорить о том, когда он вступит в силу. До 20 августа Россия и Армения должны будут обсудить этот вопрос", - сообщили в пресс-службе ЕЭК. Вопрос о взаимном признании водительских удостоверений, выданных в государствах-членах ЕАЭС, обсуждался в ходе Евразийского межправительственного совета (ЕМПС), заседание которого проходило 14 августа в Астане. Премьер-министры Армении и России поручили правительствам провести до 20 августа 2017 года консультации по вопросу взаимного признания национальных или международных водительских удостоверений, выданных на территории обеих стран", - отмечает Sputnik-Армения.
Денежный поток переводов из России набирает силу
В июне продолжился рост в притоке денежных переводов из России физическим лицам в Армении: сумма переводов возросла в годовом исчислении на $12,3 млн (или же на 9,1%), в том числе из России – на $7,8 млн (на 8,9%), - пишет интернет-издание 1in.am. "Если сравнить сдвиги за год, то итоги прошедшего полугодия также впечатляющие. Сумма переводов увеличилась на $102,3 млн (или же на 16,4%), в том числе из России – на $54,9 млн (на 15,5%). В разрезе января-июня за 2014-2017 годы, сумма денежных переводов из России сократилась на 35%. Одновременно возрос показатель по остальным странам – почти в 2,2 раза. В результате доля России в общей сумме денежных переводов в Армению уменьшилась с 81% до менее чем 57%", - пишет издание.
В Лорийскую область пришел ящур
В газете "Аравот" читаем: "Уже примерно месяц в селах Дебет и Дсех Лорийского марза болеют животные. Как уверяют главы сельских общин и сельчане, они заражены так называемым ящуром, поскольку все симптомы свидетельствуют именно об этой болезни. По словам руководителя общины Дебет ЕМПС а, очаг заболевания – горы Дсеха, прилегающие к их селу. Говорят, здесь заражены ящуром примерно 60% поголовья скота (более 700 голов). "Я проинформировал свое руководство, а животновод – свое, что началась эпидемия. Завтра должен написать письмо о том, что эпидемия разрастается, заражаются больше животных", – сказал в беседе с корреспондентом издания Кочарян. "Впервые в селе зарегистрирован подобный массовый случай заражения. Мы привезли врачей, чтобы помогли, сами владельцы скота тоже пытаются его лечить. За это время у тех, кто нормально проводил лечение, животные выздоровели. Из Еревана также приезжали инспектора из инспекции по безопасности и контролю продуктов. Мы пригласили ветеринаров, они приехали, побывали в горах. Назначили специальных людей, чтобы оставались там и помогали владельцам скота при лечении", – отметил глава общины Дсех Гарник Овсепян", пишет газета.
Севан продолжает терять воду
"По состоянию на 15 августа уровень озера Севан составил 1900.71 м над уровнем моря, что на 20 см ниже, чем самый высокий зафиксированный уровень озера в этом году", - пишет интернет-издание "Эколур". "Уровень Севана начал понижаться после того, как вдобавок к лимитированным попускам из озера Севан до 170 млн кубометров, законодатели приняли сверх этого попуски 100 млн кубометров. Из Севана в настоящее время объем попусков составил 206,035 млн кубометров, - напоминает издание.